Недаром искусство морской диорамы принято считать вершиной судомодельного мастерства, а ее создателя - художником, творцом. Настоящая диорама - куда больше, чем просто уменьшенная копия корабля. Как правило, это сложный сценарий, разработанный по всем законам жанра с единственной целью - органично вписать судно в среду его обитания, будь то строительная верфь, тихая гавань или разбушевавшаяся морская стихия. А потому автор диорамы должен обладать обширными знаниями не только в области истории прототипа, но и в сфере скульптурной пластики, живописи, художественной композиции.
Среди начинающих моделистов бытует мнение, что диорамой можно исправить неудавшуюся модель корабля. Думать так - величайшая ошибка! Напротив, именно диорама становится "критерием истины" для модели, выявляя и подчеркивая все неточности и шероховатости ее исполнения. И только когда сама модель безупречна, точна исторически и технически, диорама достигает своей цели - создать полную иллюзию реальности, а значит, нашего собственного присутствия на месте давно минувших событий…
Конечно, если задаться целью, можно придумать бесконечное множество ярких и запоминающихся морских сюжетов. И все же большинство из них укладывается в рамки нескольких основных вариантов исполнения диорамы.
Вариант 1. Корабль в море
Сюжет самый простой и, вместе с тем, самый ответственный, так как без реалистичного изображения водной стихии морской диораме попросту не быть. Постройка такой диорамы начинается с подиума. Прежде всего, выбирается его размер, достаточный для реализации сценария, определяется расположение модели и других элементов композиции (пирса, шлюпок, буйков).
Вариант 2. Корабль в гавани
До сих пор мы имели дело с диорамой на плоскости, имитирующей бескрайнюю водную гладь. Следующая ступень - это добавление к диораме трехмерных элементов, создание видимой перспективы. В сюжет такой диорамы вплетаются новые детали: торговая гавань приморского городка, береговой утес с маяком или неожиданно возникшая на горизонте вражеская эскадра. Их изображение создает специальная картина, так называемый "задник", в который плавно перетекает модельная композиция переднего плана. Для правильной передачи перспективы задник может замыкать диораму с двух, трех или даже четырех сторон. Жизненность бытовым сценкам придают искусно сделанные и раскрашенные фигуры людей - главная "фишка" многих портовых сценариев.
Особняком от других морских сюжетов стоят диорамы строительных верфей. В таких сценариях на первый план выходит техническая реконструкция процесса рождения корабля в мельчайших его подробностях. Чаще всего мастер диорамы обращает свой взор на старинную верфь - место появления на свет парусного судна.
Итак, диорама готова! И чем меньше условностей и упрощений допустил ее создатель, тем сильнее наше ощущение реальности картинки, тем выше историческая и художественная ценность модельной работы…
Комментариев нет:
Отправить комментарий